Благоприятный прогноз в лечении наркологических расстройств, как известно и научно доказано, связан с пробуждением мотивов личностного роста, где понимание процесса «пробуждения» личности представляет одну из главных проблем. Поиск способов и целей психотерапевтической коррекции зависимых лиц, а также разработка методик оценки эффективности проведенных мероприятий является важным направлением научных исследований в наркологии (Спрингер Б.Е. 1994; Дорфман Л.Я. 1995; Худяков А.В., 2001; Пятницкая И.Н., Яковлев А.Н., 2004). За последние годы произошло расширение научной парадигмы в психиатрии от медико-биологической модели психической патологии к биопсихосоциальной модели. Однако холистический, антропоцентрический и гуманистический подходы в медицине и, особенно, в психиатрии и наркологии диктуют необходимость дальнейшего расширения этой парадигмы с включением в нее духовного измерения и рассмотрения модели наркомании в рамках биопсихосоциодуховной парадигмы, что подразумевает постановку особого акцента на духовной составляющей наркологического расстройства личности.

В этом смысле понятна роль молитвенного обращения к Высшей Силе, Богу, как источнику, способному усилить истощенный противодействием наркологическому заболеванию ресурс личности пациента.

Этот эффект может быть объяснен с точки зрения современной психологии. Заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета, доктор психологических наук, проф. Ф.Е. Василюк так описывает происходящие с психикой обращающегося за помощью человека процессы: «В «обычной» ситуации человек верит, что его потребности могут быть удовлетворены, ценности осуществлены, цели достигнуты в результате его собственных действий, действий других или стечения обстоятельств. Но вот складывается положение, где удовлетворение невозможно, утраченного уже не вернуть, нарушенного не исправить, попранного не возродить, сделать ничего нельзя… Такая «критическая» ситуация и дает начало процессу переживания. Но в ней же создаются условия, подвигающие к молитве: человеку больше нечего ждать от мира, нельзя надеяться ни на других, ни на собственные силы, ни на что здешнее невозможно опереться, и в этот момент, «когда подступает отчаянье», глаза его сами поднимаются к небу: «Господи, помоги!» Эту истину Уинстон Черчилль выразил точной формулой: «В окопах не бывает атеистов»… Видя, как из пепелища человеческой судьбы вдруг возгорается молитва, даже и у человека вовсе нерелигиозного, трудно удержаться от мысли, что молитва – это не выученное, искусственное действие, а спонтанное проявление духовного организма, такое же естественное, как дыхание. Оно лишь было подавлено искусственными усилиями – и вот на изломе жизни выпархивает из-под корки обыденности, словно дав воздуха чуть было не погибшему организму…» (Василюк Ф.Е., 2005).

Как пишет один из православных богословов святитель Николай Сербский, живший на рубеже XIX-XX вв., в толковании на «Отче наш»: «Разве отчаяние не есть начало молитвы?» Угнетенная до предела душа наркомана является той самой бездной отчаяния, из которой рождается молитва и, следовательно, вера. Именно при такой форме аддикции так остро ставится «ребром» вопрос религиозной веры. Поэтому в духовно-ориентированные на православие общественные и религиозные организации часто приходят как в спасительную обитель последней инстанции. Души обращающихся за помощью в таких случаях уже расположены к молитве. Именно поэтому Ф.Е. Василюк выдвигает предположение, что молитва как особый тип человеческой активности спонтанно зарождается в точках «экзистенциальных экстремумов», как отрицательных, так и положительных.

Проводя научно-исследовательскую работу в данной области, необходимо понимать, что все рассуждения и исследования здесь происходят в условиях отсутствия «чистого опыта» в связи с тем, что невозможно в полной мере с использованием любых экспериментально-психологических и нейрофизиологических методов оценить внутренний мир человека и его взаимоотношения с Богом в молитве, как и провести четко очерченную грань между истинной молитвой и психологическим аутотренингом с использованием молитв. Но работая внутри эстетико-духовных компонентов православной традиции, все же возможно фиксировать именно их влияние на различные уровни человеческой личности.

Данный факт подтверждают результаты нейрофизиологического исследования изменения функционального состояния головного мозга при христианской молитве (Слезин В.Б., Музалевская Н.И., Урицкий В.М.. Рыбина И.Я., 1999).

С помощью электроэнцефалографических исследований (далее – ЭЭГ) российскими исследователями было показано, что переход в состояние сосредоточенной молитвы сопровождается выраженным подавлением амплитуды быстрых ритмов электроэнцефалограммы («альфа» и «бета») с глубокой перестройкой биоэлектрической активности коры головного мозга в сторону ее временного понижения. Полученные результаты подтвердили выраженное изменение уровня кортикальной активности мозга испытуемых в состоянии христианской молитвы в сторону снижения, а также то, что данный процесс является обратимым. При этом было показано, что энцефалографический портрет мозговой деятельности у лиц, находящихся в состоянии так называемого «молитвенного делания», резко отличается от обычной структуры ЭЭГ в состоянии бодрствования (Берестов А.И., Каклюгин Н.В., 2013).

Опираясь на результаты предыдущих научных изысканий (Мелейковский Б.Ю., Слезин В.Б., Веревкина С.В., 1989), ученые предположили, что происходящее в состоянии молитвенного обращения к Богу изменение частоты сердцебиений и урежение числа дыхательных движений создает предпосылки для подавления высокочастотной электрической активности коры головного мозга. Однако, учитывая воспроизводимость и устойчивость всей совокупности признаков исследуемого электроэнцефалографического проявления, данный фактор рассматривался исследователями как дополнительный.

По мнению авторов проведенного в 1999 году исследования, в состоянии глубокой молитвы деятельность коры головного мозга минимизируется, за счет чего молящийся освобождается от невротизирующих переживаний. При этом было особо отмечено, что анализ данных, полученных ранее при исследовании особых состояний сознания другого рода, обнаружил качественно иную картину изменения электроэнцефалограммы. Так, например, при сеансах медитации, практикуемой в восточных духовных практиках, наблюдалось увеличение индекса быстрых частот ЭЭГ, а при особых состояниях у лиц, относящих себя к категории «экстрасенсов» - увеличение альфа-индекса. По литературным данным, изменение состояния сознания экстрасенсов может в ряде случаев сопровождаться и усилением амплитуды тета-волн (Лебедева Н.Н., Добронравова И.С., 1992), однако, в противоположность этим наблюдениям, при христианской молитве деятельность мозга не была сопряжена ни с возрастанием абсолютного значения спектральной мощности медленных процессов в коре головного мозга, ни с ростом высокочастотных компонент ЭЭГ.

Наконец, в этом ряду авторы исследования упоминают и факты сходного изменения частотной структуры кортикальной активности у экстрасенсов в состоянии пассивной медитации, однако, подобные эффекты всегда сопровождаются четко выраженной межполушарной асимметрией, чего не наблюдалось в данном эксперименте. Единственным известным исследователям аналогом электрофизиологической активности мозга при христианской (православной) молитве стали данные, полученные при электроэнцефалографическом исследовании «феномена ясновидения» – внесенсорного восприятия информации о дистанционно удаленных зрительных образах (Васильева Г.Н., Лытаев С.А., Хлуновский А.Н., 1993), при котором фиксировались характерное снижение амплитуды альфа-ритма и признаки повышения лимбико-стволовой активности головного мозга.

Таким образом, делают выводы авторы исследования, состояние человека, погруженного в процесс творения молитвы, адресуется базовым, то есть эволюционно первичным механизмам перцепции в многоуровневой структуре сознания, находящимся в тесном взаимодействии с эмоциогенной, то есть, продуцирующей эмоции, системой мозга. Особая когнитивная роль таких состояний в полной мере проявляется в том, что в возрасте до 5 лет, когда закладываются основы общения ребенка с близкими ему людьми и формируются бессознательные компоненты его религиозного мировосприятия, устойчиво доминирует медленная волновая активность коры головного мозга. Более поздние уровни сознания связаны с формированием более высокочастотных ритмов мозга. Эти известные факты указывают на то, что низкочастотный диапазон ЭЭГ действительно несет отпечаток важных «архетипических» аспектов общения и обмена информацией человека со значимыми для формирования его личности субъектами и символами мира (Mas F., Prichep L.S., John E.R. et al., 1993).

Следовательно, в соответствии с заключением исследователей, можно сделать вывод о том, что при правильно проводимом молитвенном упражнении деятельность коры головного мозга молящегося соотносится с наиболее ранним уровнем человеческого сознания, возникающим задолго до социализации субъекта, в начальный период его жизнедеятельности. При этом важнейшие функции координатора данного процесса выполняет соответствующий этому уровню сознания диэнцефальный уровень эмоциогенной системы мозга (Слезин В.Б., 1989; Слезин В.Б., Музалевская Н.И., Урицкий В.М.. Рыбина И.Я., 1999).

Поэтому регулярные молитвенные практики в виде совместных групповых утренних и вечерних молитв в будние дни с рекомендуемым посещением православного храма на воскресную службу являются одним из основных составляющих реабилитационного процесса.

Для работы с участниками Программы специалисты учреждения также используют:

1. Индивидуальное и групповое психологическое консультирование, в частности: мотивационное интервью, мотивационная психотерапия, тренинги, семинары, терапевтические, информационные, дискуссионные группы, группы взаимопомощи, кинотерапия, лекции, анкетирование, тестирование, система взысканий и поощрений.

2. Противорецидивные тренинги, групповые и индивидуальные консультации.

3. Беседы со священником и специалистами православной ориентации.

Все указанные методики апробированы в психотерапевтической практике и не имеют противопоказаний для применения у пациентов с психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ и другими формами зависимого поведения.

Специалисты, реализующие Программу

- Священнослужитель Русской Православной Церкви (на договорной основе),

- врач психиатр-нарколог (на договорной основе),

- клинический психолог,

- психолог,

- специалист по социальной работе (на договорной основе),

- терапевт-консультант по химической зависимости.

- организатор досуговой деятельности (из числа волонтеров),